МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для работодателей по вопросам осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для работодателей по вопросам осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами
(необходимо учитывать возможные изменения в нормативной правовой базе)

I.    Общие положения.
Под иностранным гражданином настоящая памятка понимает непосредственно иностранных граждан, подданных иностранных государств и лиц без гражданства.
Справочно:
-    иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
-    лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации  трудовые отношения между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем регулируются российским законодательством, за исключением отдельных случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, могут регулироваться и иностранным правом.
Например, согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в КНР и граждан КНР в Российской Федерации (Пекин, 3 ноября 2000 г.) стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения.
Настоящая памятка составлена на основании российского законодательства.

II. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан.
Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют ТК РФ и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранные граждане могут въезжать в РФ на основании визы или в безвизовом порядке. Их правовой статус при осуществлении трудовой деятельности зависит от режима его пребывания (проживания) в РФ и порядка въезда на территорию РФ. 
В зависимости от режима пребывания (проживания) иностранных граждан можно разделить на 3 категории:
1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
1.    Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
2.    Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Работодатель вправе привлекать и использовать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Не требуется получать данное разрешение, если привлекаемый иностранный гражданин:
-    постоянно или временно проживает в России;
-    признан беженцем на территории РФ - до утраты или лишения статуса беженца;
-    прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы;
-    является высококвалифицированным специалистом, привлеченным к трудовой деятельности в РФ.
Граждане Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии приравнены по трудовому статусу к гражданам Российской Федерации, оформление их на работу осуществляется в обычном порядке.
В настоящее время порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 01.09.2020 № 541.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (возможность заключения трудовых договоров иностранными гражданами, не достигшими возраста 18 лет, законодательством не предусмотрена).
Временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, могут осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ. на территории которого им выдано такое разрешение (разрешено временное проживание). Временно пребывающие иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность по указанной в разрешении профессии (должности, специальности, виду трудовой деятельности). 
В соответствии с пунктом 13 статьи 25 «О безопасности дорожного движения» ФЗ № 196 от 10.12.1995 при осуществлении   предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно     связанной с управлением транспортными средствами, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (за исключением граждан Киргизской республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального).
В соответствии с пунктом 2 ст. 20 «О безопасности дорожного движения» ФЗ № 196 от 10.12.1995 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих   право    на   управление    транспортными средствами   соответствующих   категорий   и   подкатегорий.   При   нарушении к административной ответственности привлекается не только водитель, но и работодатель.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» не допускается использование иностранных работников по следующим видам деятельности:
- торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках;
- торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков ;
-торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

III. Документы, необходимые для заключения трудового договора
При заключении трудового договора иностранный гражданин предоставляет следующие документы:
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2. Трудовую книжку (при наличии).
3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).
4. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).
Иностранное образование и (или) иностранная квалификация должны быть официально признаны в Российской Федерации. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемые в России, должны быть в установленном законодательством РФ порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании (нострификации).
Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для допуска к таким видам деятельности необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах.
Работодатель вправе запрашивать нотариально заверенный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы.
5. Договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства) (в т.ч. для граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии).
 Разрешение на работу или патент (при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства);
Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если такой трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся непосредственно в трудовой договор.
6. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации (при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства).
7.  Вид на жительство (при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, — срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор может быть заключен не более чем на 5 лет. Содержание трудового договора подробно описывает статья 57 ТК.

IV. Основания отстранения от работы.
Наряду с общими случаями, указанными в статье 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае:
-    приостановления действия, окончания срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
-    окончания срока действия либо аннулирование разрешения на работу или патента (в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
-    окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, либо его аннулирование (в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
-    окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, либо его аннулирование (в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства);
- окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
-    приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

V. Уведомление ГУ МВД России по Воронежской области.
Работодатели, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудятся такие иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудового договора. Срок уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора.
Обязанность уведомить территориальный орган МВД России о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина возникает и в том случае, когда трудовой договор с работником не оформлен в письменной форме. Трехдневный срок в таком случае отсчитывается с момента фактического допуска к работе.
Специальные формы и порядок подачи уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров с иностранцами установлены Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536.
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.
При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п.9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин  финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

VI. Вопросы профилактики терроризма.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы (№ ПР-2665) пункт 1.5. которого предусматривает организацию работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, с привлечением работодателей, представителей религиозных и общественных организаций. 
С учетом изложенного предлагается довести до каждого иностранного гражданина (лица без гражданства) следующую информацию об ответственности за совершение преступлений, предусмотренных отдельными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации :
1. Ст. 205, 205.1 УК РФ: совершение террористического акта влечет ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Содействие террористической деятельности предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
2. Ст. 205.2 УК РФ: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма в том числе с помощью сети «Интернет» наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
3. Ст. 282.2 УК РФ: участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности наказывается лишением свободы на срок до шести лет. 
4. Ст. 282.3. УК РФ: предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для финансирования организации, экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистской организации наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
5. Ст. 282 УК РФ: действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет": наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
6. Ст. 280 УК РФ: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе с помощью сети «Интернет» наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание к ст. 205 УК РФ: лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта.

Ст. 205.6 УК РФ: несообщение в органы власти о лице (лицах), которое готовит, совершает или совершило преступления террористического характера наказываются лишением свободы на срок до 1 года.

С целью защиты интересов и безопасности Российской Федерации, прав и свобод граждан России Федеральным законом от 04.03.2022 N 32-ФЗ введена уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил России. В УК РФ включена статья 207.3, устанавливающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Это деяние наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до десяти лет.
УК РФ также дополнен статьей 280.3, предусматривающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию их использования наказываются штрафом до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет.

VII. Ответственность работодателя. 
Согласно статьям 18.9 - 18.17 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ  (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021): 
1. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
4. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
5. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в том числе путем предоставления производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения или в допуске в иной форме к осуществлению  деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
6. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
7. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Справочно: в соответствии со статьей 18.10. КоАП осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения